Страница психолога
Влияние взаимоотношений в семье на нарушения поведения у детей и подростков (памятка)
«Как не угодить в сети социальных сетей»
Люди по наивности своей думают, что виртуальный мир существует сам по себе, как бы понарошку. Большинство общается в сети, часто даже не зная, кем на самом деле является их собеседник. Они не знают азов компьютерных технологий и не представляют, как выложенная в сеть информация может быть использована против них.
Давайте начнем с того, что зададимся вопросом, различно ли ваше поведение в соц. сети и в реальной жизни? Как легко вы заводите и прекращаете отношения в сети?
Насколько вы откровенно высказываете свои мысли, планы, делитесь своим душевным состоянием? Насколько смелыми и дерзкими могут ваши ответы людям, по сравнению с вашим общением в реальном мире? Насколько вы хотите быть более интересным человеком, чем вы есть на самом деле?
В реальной жизни вы стесняетесь к доске выйти и уж конечно 100 раз подумаете, прежде чем сказать что-то откровенно. Но в сети вы не просто откровенны, вы как на ладони, вы просвечиваетесь насквозь. Не только перед друзьями, но перед всеми. Ваши фото, ваши посты, ваши лайки, ваши группы – они отражают вас, они раскрывают вас. Вы как на сцене огромного зала, где все ваши мысли и желания выставлены на показ... Ответим себе на вопрос - почему мы откровенничаем в интернете.
Есть такой тип личности — демонстративный. Такие люди склонны к театрализации. Активность в социальных сетях позволяет им постоянно обращать на себя внимание. Они уверены, что обязаны подарить миру свой «богатый внутренний мир».
Лайки и положительные комментарии тешат самолюбие. Они не терпят конкурентов, поэтому банят всех, кто не восхищается ими.
Вторая причина - в личностном дефиците. Неуверенность в себе, отсутствие стабильности, проблемы в личной жизни — всё это человек пытается компенсировать через социальные сети.
Девушку, неуверенную в своей привлекательности и ценности, видно сразу: у неё 1679 фотографий, множество альбомов, статусы а-ля «меня трудно найти, но легко потерять» и прочее. Человека, неустроенного в жизни и зацикленного на успехе, тоже несложно вычислить…Действительно ценное и дорогое в жизни люди стараются скрыть от чужого глаза.
Высказывания под маской. В живом диалоге человек постесняется употреблять нецензурные выражения или откровенную критику, а в сети – нет, закрывшись под картинкой он смело вступает в полемику по любым вопросам.
Подмена реальных действий виртуальными. Такими как добавь на страницу свечу памяти по погибшим в авиакатастрофе, добавь георгиевскую ленточку, гвоздику и т.д. в честь Дня Победы, добавь цветы сакуры в помощь пострадавшим в Японии. Вместо реальной гвоздики ветеранам, вместо активной помощи благотворительным организациям и пострадавшим людям человеку в сети кажется, что он, добавив картинку, сделал дело.
Признание окружающих, их любовь и внимание в умеренной степени нужны всем. Даже самодостаточный человек улыбнётся, увидев приятный комментарий под своим фото. Но в социальных сетях эта потребность зачастую приобретает гипертрофированный характер. Личности с неустойчивой самооценкой подсаживаются на лайки и комментарии, как на наркотик.
А теперь вспомните свою страницу в социальной сети: насколько справедливы мои высказывания?
Декада психологии «По тропинкам души».
Девиз декады: «Дела? Проблемы? Все пустое! Душа ребенка - вот святое! Цветок в душе еще так мал! Успей полить, чтоб не завял!»
Цель: Профилактика психологического нездоровья, повышение психологической культуры и сплочение всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1.Активизировать совместную и индивидуальную творческую деятельность педагогов, родителей и детей.
Обеспечить повышение психологической компетентности участников
образовательного процесса.
3.Способствовать созданию психологически комфортной среды в школе.
Предварительная работа:
- Подготовка и утверждение плана декады психологии;
- оформление выставок;
- распространение объявлений о декаде психологии на сайте школы, в уголке педагога-психолога, в родительских группах;
- подготовка демонстрационного, дидактического и раздаточного материала.
План мероприятий декады психологии
№ п.п. |
Дата, время проведения |
Тема и форма мероприятия |
С кем проводится мероприятие |
Цель мероприятия |
|
14.12.20 |
Создание статьи и размещение ее на сайте школы «Семья в формировании жизнестойкости детей и подростков» |
Родители учащихся |
Повышение психологической грамотности, развитие стрессоустойчивости и создание благоприятного психологического климата в семье |
|
Занятие с элементами тренинговых упражнений «Гармония в моей жизни» |
Педагоги |
профилактика эмоционального выгорания педагогов, способствовать психологической разгрузке. |
|
|
15.12.20 |
Выставка рисунков «Радость – это когда я…» |
1 класс |
Создание положительного эмоционального фона. |
|
16.12.20 |
«Дружба начинается с улыбки» Акция «Подари улыбку» |
2 класс |
Формирование благоприятного климата в классных коллективах. |
|
17.12.20 |
«Тропинка к моему «Я» занятие по созданию своего психологического портрета |
3 класс |
Развитие рефлексии у детей, самопознание своих особенностей характера, осознание своей ценности и уникальности. |
|
18.12.20 |
Создание статьи и размещение ее на сайте школы «Как пережить карантин: советы психолога семье» |
Родители учащихся |
Повышение психологической грамотности, развитие стрессоустойчивости |
|
21.12.20 |
«Сказкотерапия в условиях отдаленного психологического сопровождения» |
Психологи района на платформе ZOOM |
Представление эффективных практик психолого-педагогического сопровождения в условиях смешанного обучения |
|
Выставка мини сочинений «Самый лучший день в моей жизни» |
4 класс |
Нивелирование тревожности учащихся. |
|
|
22.12.20 |
Круглый стол «Плюсы и минусы социальных сетей» |
7 класс |
Формирование критического мышления, умения видеть последствия событий |
|
23.12.20 |
Занятие «Личностные особенности при выборе профессии» |
9 класс |
Психологическая помощь в профессиональном самоопределении. |
|
24.12.20 |
«Как справится со стрессом» занятие с элементами тренинговых упражнений. |
11 класс |
Повышение психологической грамотности, развитие стрессоустойчивости. |
Формирование жизнестойкости детей и подростков
Понятие «жизнестойкость» характеризует психологическую живучесть человека и служит показателем его психического здоровья. Экспериментально выявлено, что жизнестойкость - основа открытого и энергичного противостояния стрессовым событиям и кризисам.
Исследованиями доказано, что жизнестойкость не является врождённым качеством, а формируется в течение жизни, значит, большая роль в данном процессе принадлежит социуму, а именно: семье и воспитанию детей.
Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьёзных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.
Учёные выявили связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:
- стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, частые переезды, и пр.
- ощущения предназначения в жизни;
- воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов.
Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:
- недостаток поддержки, подбадривания близкими;
- отсутствие чувства предназначенности;
- недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых
Жизнестойкость ребёнка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Жизнестойкий ребёнок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребёнка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.
Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей?
- Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринуждённо как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.
- Уверенны в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.
- Независимость. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние и влияние других людей (они мало подвержены внушению).
- Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.
- Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищённости.
Воспитание жизнестойкости требует от родителей определенных мер воспитания, основанных на следующих принципах:
- Создание защищённой среды с ощущением постоянства, где ребёнок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы, жестокое обращение. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
- Помощь ребёнку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
- Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.
- Поощрение самостоятельности ребёнка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищённости и любви.
- Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
- Предоставление ребёнку возможности открыто выражать свои чувства.
- Обучение ребёнка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребёнок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
- Поощрение активности ребёнка.
- Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
- Обучение ребёнка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке.
- Помощь ребёнку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
- Поощрение веры ребёнка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
- Помощь в определении, как и где ребёнок может попросить помощь в случае необходимости.
- Внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.
Исходя из сказанного, становится ясным, что в детском возрасте необходимо развитие, в первую очередь, навыков интеллектуальной деятельности:
- позитивный анализ трудных ситуаций жизни;
- ролевые игры - «проигрывание» ситуаций стресса;
- расширение кругозора, внутренней культуры;
- коммуникативных навыков: социальная поддержка; просьбы; умение сказать «нет»;
- адекватное реагирование на справедливую и несправедливую критику;
- навыков совладающего поведения: самопринятие и самоуважение; уверенность в себе;
- волевые усилия.
Формирование жизнестойкости наших детей – это общая цель для сохранения их здоровья и ощущения благополучия.